Парк Адуллам — «Что есть жизнь?»

Если бы вас попросили коротко объяснить: «что есть жизнь?», что бы вы сказали? Устроители археологического парка Адуллам (Adulam-France Park) ответили на этот вопрос, опираясь на артефакты, найденные в этом регионе. По их мнению, жизнь имеет пять главных особенностей, характеризующих ее во всех ее проявлениях.

Зерно, вино и масло, бывшие основой сельского хозяйства древнего Израиля, погребальные пещеры и мильные дорожные камни Римского периода.

Парк Адуллам находится в центре страны в местности Шефела. История этого места весьма и весьма древняя, ибо люди тут жили еще во времена Иакова, сына Авраама. По тому, что они после себя оставили, и был сделан вывод о том, что есть жизнь!

Парк имеет несколько входов (или въездов 🙂 ); нам нужен въезд с трассы 38.

источник

Поворачиваем на дорожку, ведущую вглубь парка, и уже через несколько метров видим слева зеленые ворота.

Напротив ворот есть место, где можно оставить машину. Вход на территорию свободный (на 2018 г.).

Экспозиция начинается с предметов быта древнего времени. Как я уже говорил выше, зерно, вино и масло составляли основу сельского хозяйства того периода и были основными продуктами питания.

Перед нами первый экспонат: седловидная зернотерка.

Зерно размалывали в муку при помощи такого приспособления, чтобы потом печь из нее хлеб. Энциклопедия Понимание Писания в разделе  Мельницы и хлеб наш насущный объясняет: «Она была так названа, потому что имела форму седла. Зернотерка состояла из двух камней: один, слегка вогнутый, покатой формы, был внизу, а другой, поменьше,— сверху. Работница — обычно с зернотеркой работали женщины — садилась перед ними на колени и крепко бралась обеими руками за верхний камень. Затем она перемещала вес верхней части туловища на верхний камень и двигала его по нижнему камню взад и вперед, растирая зерно между ними«.

Тут же есть картинка, которая помогает это представить.

«Позднее устройство зернотерки было усовершенствовано: на обоих камнях были сделаны желобки для увеличения производительности, в верхнем камне сделали отверстие в виде воронки для засыпки зерна, которое теперь само оказывалось между камнями. В IV или V веках до н. э. в Греции изобрели простейший механизм для размола зерна. Горизонтальную рукоятку, или рычаг, прикрепляли одним концом к верхнему камню. Когда другой конец рычага двигали взад и вперед по небольшой оси, верхний камень с воронкой, через которую засыпалось зерно, перемещался по нижнему«(Мельницы и хлеб наш насущный). Это и есть наш следующий экспонат.

Сразу видно, что это далеко нелегкий труд. Если вернетесь на общую фотографию, то между зернотеркой  и ручной мельницей немного вдали стоит ступа. Ее тоже использовали для растирания зерна в муку при помощи песта.

На смену этим моделям со временем пришла ротационная мельница:

Если вы подумали, что на ней работали так, …

… значит вы ошиблись 🙂 Вот, как это было на самом деле:

Об этих мельницах, которые приводили в движение животные (в частности ослы), мы узнаем следующее: «Они состоят из тяжелого верхнего камня, по форме напоминающего песочные часы и служащего в качестве воронки, и нижнего камня конической формы«(Мельницы и хлеб наш насущный). Нижний камень мы нашли тут же.

Читаем дальше: «Во время вращения верхнего камня по нижнему зерно оказывалось между ними и размалывалось в муку (см. картинку выше). Верхние камни такой формы, которые были найдены, различаются в диаметре от 45 до 90 сантиметров. В высоту эти мельницы достигали 180 сантиметров… В I веке н. э. в Палестине иудеи были знакомы с такими мельницами, потому что Иисус говорил о «жернове, какой обычно вращается ослом» (Марка 9:42)»(Мельницы и хлеб наш насущный). Рядом можно увидеть и другие приспособления, которые использовались при этом виде работ. Я не буду рассказывать обо всем, чтобы не лишать вас удовольствия личного исследования 🙂

Итак, от зерна мы переходим к вину и маслу. Масло в то время преимущественно добывали из маслин или оливок. Энциклопедия Понимание Писания в разделе Масло пишет: «Обычное масло получали, тщательно раздавливая маслины в ступе или с помощью ручной мельницы. Полученную жидкость наливали в глиняные кувшины или чаны, чтобы она очистилась. Масло низшего качества выжимали в давильне из раздавленных плодов, которые уже дали масло«.  Для этого использовались разные приспособления. Например, это:

Несложно догадаться, как это работало!

На картинке хорошо видно, как из раздавленных оливок масло стекает в резервуар. Птичка добавила креатива к картинке, но я думаю без этого «дополнения» было бы тоже не плохо 🙂

Еще один вариант с уже знакомым нам осликом! 🙂

Мы уже видели такую (и не только) маслодавильню во время нашей экскурсии по подземному городу Мареше.

Для масла и вина могли использовать одни и те же давильни, потому что принцип их действия заключался в выдавливании сока из плодов. Понимание Писания объясняет: «Обычно давильни состояли из двух неглубоких, похожих на раковины емкостей, вырезанных из известняка. Верхняя емкость соединялась с нижней посредством небольшого желобка (Чс 18:27, 30; 2Цр 6:27). Виноград или маслины топтали либо давили в верхней емкости…, и сок стекал по желобку в нижний чан… Была найдена одна давильня, верхняя емкость которой была длиной 2,4 м, шириной 2,4 м и глубиной 0,38 м. Меньшая емкость, в которую стекал сок и которая располагалась на 0,6 м ниже, была длиной 1,2 м, шириной 1,2 м и глубиной 0,9 м«(Давильня).

Вот как она выглядела! Давили гроздья босыми ногами. К слову сказать, маслины тоже иногда топтали ногами.

Здесь хорошо видно, что резервуар для сбора сока находился на уровень ниже, таким образом выдавленный сок по желобу стекал в него естественным путем.

«В давильне работало от двух до семи (и даже больше) человек… Над головами давильщиков была перекладина со свисавшими веревками, за которые они держались. Брызги «крови винограда» оставляли пятна на верхней одежде топчущих (Бт 49:11; Иса 63:2). Хотя давить виноград было тяжело, эта работа обычно сопровождалась весельем, и радостные возгласы и пение помогали давильщикам сохранять ритм (Сд 9:27; Иер 25:30; 48:33)«(Давильня).

птичка и тут внесла свои коррективы 🙂

Вернемся опять к маслу и оливкам. После того, как маслины раздавили и выделившееся из них масло собрали, «измельченную мякоть клали в корзины, которые ставили друг на друга между двумя вертикальными столбами давильни. Сверху на эти корзины давили с помощью утяжеленного рычага, чтобы выжать остатки масла, которое затем стекало в резервуары для очистки. Там оно всплывало на поверхность, а кусочки мякоти и вода оставались внизу«(Понимание Писания Масло). Так получали масло низшего качества.

На первый взгляд не очень понятно, как все это функционировало. На помощь приходит картинка у экспоната.

Это у нас было утяжеление, которое увеличивало давление на маслины.

А тут, судя по всему, и были корзины с мякотью маслин, из которых вытекал сок.

Еще одно подобное приспособление. Тут уже более понятнее: разница между этими двумя модификациями, каким образом увеличивают давление на мякоть оливок.

На картинке показано, что наш трудолюбивый ослик на этот раз может отдохнуть 🙂

Мы с вами увидели два вида маслодавилен. Есть в этом парке и еще одна модель. Подобный вертикальный вариант мы еще нигде не встречали.

такое впечатление, что любознательная птичка очень тщательно изучала принцип действия древних маслодавилен 🙂

Зерно, вино и масло — жизнь людей напрямую зависела от этого! Неудивительно, что они выделены первыми в числе базовых особенностей жизненного уклада людей этой местности.

Переходим к следующим из упомянутых в перечне (в начале нашего поста) особенностей: погребальные пещеры.

В то время, как среди народов мира было принято пышное погребение, «древние еврейские склепы, судя по тем из них, которые были найдены, отличались простотой. Это объясняется тем, что религия иудеев запрещала им почитать умерших и не поддерживала никаких представлений о сознательном существовании после смерти в мире духов…«(энциклопедия Понимание Писания Памятный склеп). Картинка подтверждает это:

Статья Памятный склеп пишет: «Склеп мог представлять собой вырытую в земле могилу или, что было более характерно для евреев, естественную или высеченную в скале пещеру«. Место, куда непосредственно клали тело умершего, закрывали камнем, высеченным из известняка.

Камни были достаточно тяжелые. Им придавали круглую форму, чтобы не переносить, а перекатывать их на нужное место.

Погребальная пещера могла иметь несколько отделений (см. картинку выше). Сначала тело умершего пеленали и клали на скамью или позднее в каменный саркофаг, который находился в дальнем отделении пещеры. Вход закрывали большим камнем. Использование для погребения саркофагов было перенято евреями от других народов, в частности, вавилонян, персов, греков.

Позднее, когда мягкие ткани истлевали, кости собирали и перекладывали в оссуарии — известняковые погребальные урны или ящики.

Находились они в ближнем отделении погребальной пещеры в специально подготовленных для них нишах. Мы видели много оссуариев во время нашей экскурсии на Масличную гору в Церкви Доминус Флевит, принадлежащей ордену францисканцев. Стоит отметить, что евреи использовали оссуарии в течение недолгого времени — с I века до н. э. по 70 год н. э.

Рядом с артефактами, связанными с погребением, мы обнаружили последний, упомянутый археологами фактор — мильные дорожные камни или мильные столбы.

Иными словами, это столбы, отсчитывающие мили. Если вы не знаете, о чем идет речь, прочитайте полностью статью, приведенную ниже. В этой статье под названием  Римские дороги — памятник инженерного искусства есть, помимо прочего, такая информация: «За сотни лет римляне построили превосходную сеть дорог общей протяженностью более 80 000 километров. Они простираются по территории, на которой сейчас находится более 30 стран… Римские дороги были тщательно спроектированы, прочны, функциональны и красивы. По замыслу римлян, они должны были связывать начальный и конечный пункты по кратчайшему пути… Пешком за день можно было пройти 25—30 километров. Расстояние определяли по мильным столбам — камням разной формы, чаще всего цилиндрической. Они находились на расстоянии одной римской мили, которая составляет 1480 метров″.

Мильные камни устанавливались так, чтобы их было хорошо видно путникам, идущим по римской дороге. Википедия в разделе Римские дороги добавляет к вышесказанному: мильные столбы представляли собой колонны «высотой от 1,5 до 4 м и диаметром от 50 до 80 см. Колонны стояли на кубических основах, углубленных в землю примерно на 60-80 см. Весили мильные камни более 2 тонн«. Как раз все это мы и увидели. Правда, поднимать столбы, чтобы проверить их вес, не решились 🙂

Мы обратили внимание, что на некоторых столбах сохранились надписи.

Википедия объясняет: «На них указывалось расстояние до ближайшего населенного пункта. На верхней части каждого мильного камня (так как путешественники чаще всего ехали верхом на лошадях или сидели в повозках, то им все было хорошо видно) находились надписи: имя императора, по указу которого строилась или ремонтировалась дорога, его титулы, несколько слов о возникновении камня (был ли он поставлен здесь после строительства или ремонта дороги) и расстояние от данной точки до ближайшего населенного пункта, большого дорожного перекрестка или границы«(Римские дороги). Картинка возле мильных колонн хорошо отображает эти подробности.

Римские дороги играли огромную роль в жизни людей того времени. «По римским дорогам проходили не только армии и обозы с товарами. Как говорит эпиграфист Ромоло Стаччоли, по дорогам «переносились идеи, творческие замыслы, а также философские и религиозные учения», в том числе и христианские«(Римские дороги — памятник инженерного искусства).

Итак, что такое жизнь? После посещения этого мини музея под открытым небом в парке  Adulam-France ответ на этот вопрос обретает вполне различимые очертания. Если вы прогуляетесь не спеша мимо выставленных там экспонатов, и попытаетесь «оживить» их — представить, как в давно ушедшее время люди использовали эти предметы и приспособления в своей повседневной жизни, вы поймете, почему эту экспозицию считают «воротами парка Адуллам»!

Полные впечатлений, мы продолжаем наше путешествие, и держим путь к развалинам древнего поселения Этри — Хурват Этри. Именно это поселение мы видели на репродукции при входе в археологический парк.

С вами был Олег.

Share

Оставить комментарий